«Самолёт будущего», который оказался никому не нужен
Партнёр публикации ‒ авиасалон МАКС
15 апреля 1988 года экспериментальный самолёт Ту-155 впервые в мире совершил полёт, используя в качестве топлива одного из двигателей жидкий водород. Этим была доказана возможность создания криогенной авиации. Работы, выполненные в ОКБ им. А.Н. Туполева, дали бесценный опыт для дальнейшего развития авиационных криогенных топливных систем. А легендарный Ту-155 занял одно из центральных мест в исторической экспозиции самолётов, организованной на площадке салона МАКС.
Это был самолёт, опередивший время. Водород и сегодня, спустя более чем 30 лет, считается многообещающим авиационным топливом будущего и ключом к улучшению экосистемы планеты. А в 1980-е годы, когда человечество столкнулось с масштабным энергетическим кризисом, поиск альтернативных экологически чистых видов топлива рассматривался как задача государственного масштаба.
Специалисты ОКБ Туполева в середине 1980-х годов приступили к созданию самолёта Ту-155, взяв за основу серийный пассажирский Ту-154Б.
При проектировании пришлось существенно изменить компоновку и решить целый ряд сложнейших технических задач. Экспериментальный криогенный топливный комплекс в целях безопасности был размещён в специальном отсеке, изолированном от прилегающих отсеков фюзеляжа буферными зонами, имеющими систему вентиляции.
В правой мотогондоле был установлен двигатель НК-88, работающий на жидком водороде.
Запас топлива размещался в криогенном баке ёмкостью 17,5 куб. м, установленном в хвостовой части самолёта.
Всего было сконструировано более 30 дополнительных бортовых систем, разработана уникальная программа обеспечения безопасности, позволившая провести все работы без серьёзных происшествий.
После лётных испытаний и проведения доработок 18 января 1989 года самолёт совершил первый полёт на сжиженном природном газе (СПГ). Впоследствии Ту-155 прошёл обширную программу лётных испытаний, в ходе которых было установлено 14 мировых рекордов, совершены международные перелёты по маршрутам Москва – Братислава – Ницца и Москва – Ганновер. Всего на Ту-155 было совершено 70 полётов: в пяти из них топливом служил водород, в остальных – СПГ.
Появление Ту-155 коренным образом изменило ситуацию в криогенной авиации. Использование СПГ в качестве авиатоплива имело блестящие перспективы, позволяя существенно повысить экономичность авиаперевозок, улучшить экологические характеристики воздушного транспорта и уменьшить дефицит традиционного авиатоплива. Однако уровень финансирования того времени не позволил полноценно продолжить исследования. Тем не менее, очевидно то, что применение экологически чистых источников энергии в авиации будет расширяться, и Россия имеет уникальный опыт создания силовой установки на криогенном топливе, который будет использован при создании самолётов будущего.
Впервые Ту-155 был выставлен на МАКС-2015. Организаторы подарили любителям авиации уникальную возможность прикоснуться к легенде. С тех пор первый в мире самолёт на криогенном топливе Ту-155 каждый год занимает почётное место в исторической экспозиции, расположенной на статической стоянке авиасалона.
Что такое МАКС-2021? Это один из крупнейших мировых авиафорумов! ✈️🚁🚀
Посетив выставку один раз, невозможно остаться равнодушным, ведь масштаб и зрелищность мероприятия поражают воображение! 😍
Когда состоится авиасалон, где купить билеты, как добраться — ответы на эти и многие другие вопросы вы получите в официальной группе MAKS.
❗МАКС проходит только один раз в два года, не пропусти!
Подробности на aviasalon.com
#авиасалонмакс #maks #авиасалон #aviasalon #ждеммакс2021 #макс2021 #maks2021
Теперь вы знаете немного больше, чем раньше!
Подписывайтесь на канал, ставьте лайк!
254 нравится
Есть такая группа людей помешанных на водороде, им главное , что он горит, продукт горения вода,она практически безопасна , и его можно использовать и в двигателе внутреннего сгорания или наруджнего сгорания , а то , что там здоровая куча…
«…Появление Ту-155 коренным образом изменило ситуацию в криогенной авиации…»
И что-же в ней изменилось?
И плачут самолёты,
Как будто виноваты,
Что никуда не могут улететь…